+ 7 926 880 5450 (Мск)

+ 7 923 230 1800 (Нск)

tpravilo@yandex.ru
+ 7 926 880 5450 (Мск)
+ 7 923 230 18 00 (Нск)
Если вам понравился наш сайт, добавьте его кнопочку или ссылку на ваш сайт или блог.
Будем очень благодарны.
Код для ссылки:

Сила и энергия

Корзина пустая
Товары
не выбраны

 Сила и энергия

        Так много хочется успеть! И так много можно и нужно сделать! Но не получается. А Новый год - время подведения итогов – на деле слишком часто оказывается временем зализывания ран и счета потерь…

Почему нам не все удается, хоть задумки наши и хороши?! Есть много объяснений, но среди них есть одно, которое подходит всем: не хватает энергии! И люди охотятся за энергией, не понимая, что это ловушка вульгарного материализма, этакой детской болезни физики, называвшейся Энергетизмом.

        Начиная с девятнадцатого века человечество выкидывает из своего мировоззрения Бога, душу и силу, подменяя их всех новым богом, по имени Энергия. И никто по-настоящему не задумался, что это такое. Зато все знают, что еще древние говорили об энергии, а Аристотель на этом понятии чуть ли не построил свою физику.

        Почему нам так нравится обманывать самих себя? Потому что просто лень разбираться в понятиях?

А что будет, если начать новый год с выведения прочного основания для рассуждений и построения успеха в жизни?

        Итак, говорите энергия?

Конечно, говоря об энергии, стоило бы обращаться к текстам Аристотеля, который первым сделал это понятие философским. А говоря о силе, вероятно, надо опираться на диалоги Платона, хотя бы на «Тимея», где постоянно обсуждается сила. Однако наши классические издания Платона и Аристотеля до сих пор так же ущербны, как и издания, к примеру, «Йога-сутр» Патанджали. Несмотря на то, что это было деяние Академии Наук, они даже не содержат оригинального греческого текста. Вероятно, чтобы нельзя было сравнивать с ним переводы…

        Поэтому, рассказывая об энергии, я воспользуюсь изданием «Небесной иерархии» Дионисия Ареопагита, осуществленным в 1997 году Русским Христианским гуманитарным институтом в переводе М.Г.Ермаковой (Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. – СПб.: Глаголъ, РХГИ,1997). Издание это тем ценно для меня, что Ареопагит (кто бы ни скрывался за этим именем) говорит об энергии в постоянном сравнении ее с силами. В греческом оригинале энергия поминается не менее, чем в полутора десятках текстов, а сила – чуть не в шестидесяти!

        При этом многие главы «Небесной иерархии» прямо посвящены силам: О господствах, силах и властях. Или: Почему все небесные силы называются общим именем – ангелы. А еще интересней глава: Почему все небесные сущности называются общим именем – небесные силы.

По заглавиям можно сделать допущение, что речь идет о силах, как о неких сущностях, а не как о силе как таковой. Это было бы ошибкой. Приведу отрывок из главы 8 «О господствах, силах и властях…», в котором слово «сила» используется в самых разных значениях, начиная с самого бытового, разговорного «по мере сил своих».

        «А имя святых сил выражает некую мужественную и нерушимую доблесть, присущую всем их богоподобным действиям, которая при восприятии даруемых ей богоначальных озарений не бессильно изнемогает, но мощно восходит к богоподражанию, не оставляет по робости своей богоподобного движения, но неуклонно взирает на придающую силы сверхсущностную Силу, силообразным Ее подобием в меру возможности становясь и к Ней как к изначальной силе с силой обратившись, а на следующих по рангу богоподобно нисходит, даруя силу…» (Ареопагит, с.81).

        Не знаю, обращал ли на это кто-нибудь до меня внимание, но сочинение Ареопагита – настоящий гимн Силе, выложенный как описание тех ступеней, что, подобно лестнице Иакова, ведут на Небеса, и по которым силы божественные нисходят в наш мир. При этом Ареопагит не только творит феноменологию сил, он еще и вводит очень важное сопоставление, которое читатель, скорее всего, не заметил.

В греческом оригинале выражение «имя святых сил выражает некую мужественную и нерушимую доблесть, присущую всем их богоподобным действиям» говорит о взаимоотношении силы и энергии, потому что сила для Ареопагита– это дюнамис, а действие – это энергия.

        Сочинения Ареопагита определенно существуют уже в самом начале шестого века, но при этом в них присутствует влияние Прокла, умершего в 485 году. Это значит, что Ареопагит, являясь философом христианским, наследник неоплатонизма, и передает общее философское понимание силы и энергии, достигнутое античной философией к концу своего развития.

        Сила – это то, что вызывает движение. А энергия – это собственно действия, которым присуща сила в виде «мужественной и нерушимой доблести». Вот как это взаимоотношение силы и энергии выражено в главе 11 «Почему все небесные сущности называются общим именем – небесные силы»:

«2. Мы же говорим, что, используя имя небесных сил для всех вообще сущностей, мы не вносим какого-либо смешения в свойства каждого порядка, но поскольку все небесные умы в соответствии с надмировым своим значением разделяются на три: на сущность, силу и действие (энергию), - то когда мы, невзирая на различия, называем небесными сущностями или небесными силами все или некоторые из них, следует понимать, что мы тех, о ком идет речь, представляем иносказательно, по сущности или силе каждого из них…» (т.ж.с.107-9).

Исходно сила и энергия с очевидностью означали совершенно разные вещи, хотя было бы точнее сказать – стороны одного сложного явления, которые Ареопагит называет Небесными Умами. Что это такое, я пока даже не возьмусь определять. Но вот то, что, благодаря вульгарной физике девятнадцатого века, мы утратили различие между энергией и силой и больше не понимаем ни силу, ни действие, это бесспорно.

Но утратили мы и еще одну важную вещь – вполне развитую науку о присутствии силы в нашем плотном мире, идеалистическую по сути, но не так уж и явно противоречащую взглядам современной физики. Именно в рамках нее понятие Небесных Умов обретало смысл, поскольку допускало созерцание, которое, на мой взгляд, современная физика пыталась осмыслять под именем Наблюдателя.

        «…утверждавший это полагал, что богоначальная сила, распространяясь, во все проникает и сквозь все неудержимо проходит, и при этом для всех невидима, не только как пресущественно надо всем превознесенная, но и как ниспославшая на все свои промыслительные действия тайно.

        В самом деле, для всех разумных сущностей она открывается соответствующим им образом и, вверяя свой свет старшим сущностям, через них как первых в должном порядке передает его находящимся ниже, соразмерно со способностью каждого порядка к созерцанию Бога.

        Или – чтобы мне выразиться яснее и с помощью примеров…, надо всеми превознесенного, однако все-таки для нас более понятных – излияние солнечного луча благодатно проникает в первое вещество, более прозрачное, чем все, и в нем сильнее светится своими сияниями, но попадая в более плотные вещества, слабее проявляет свое распространение – из-за неспособности освещаемых веществ пропускать свет – и от этого понемногу ограничивается до почти полной невозможности распространения» (т.ж.с.117).

        Древняя алхимия считала первым вещество стекло, располагая вещества по их способности воспринимать свет. В сущности, это не так уж важно. Важно лишь главное: сила заполняет собою наш мир, являясь средой, в которой мы обитаем. И она невидима, но проницает все. Однако есть более проницаемые для нее вещества, и менее. И, как ни странно, умы, способные на созерцание, - самые одаренные силой сущности этого мироздания.

А способность воспринимать и собирать силу, производя действия, то есть энергию, – признак более продвинутых умов… 


Доктор психологических наук Шевцов Александр Александрович
Статья была выложена 01.01.2016г. по адресу
https://snob.ru/profile/29176/blog/102857

 

© 2011 - 2016 Т-ПравИло™ Использование материалов сайта разрешено только при указании ссылок на него